Геосинтетика в свете стратегии развития дорожной сети
Весь мировой рынок технического текстиля в 2017 году агентством Future Market Insights оценивался в $166 млрд. В 2018 году его рост, по предварительным подсчетам, составил около 5%. Прогнозируемые показатели — $193 млрд к 2020 году, $260,3 млрд к 2027 году. Одной из ключевых сфер, где используются геотекстильные материалы, является строительство и ремонт автомобильных дорог. Эксперты предполагают, что в России такое потребление геосинтетики уже в 2019 году вырастет минимум на 10%. Это будет связано прежде всего с реализацией мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Сегменты мирового рынка
Основные сегменты рынка технического текстиля таковы: Agrotech — для сельского хозяйства; Buildtech — для строительства; Hometech — для бытового использования; Indutech — для промышленности; Sportech — для спортивных товаров; Packtech — для упаковочных материалов; Mobiltech — для транспорта, автомобиле- и авиастроения; Meditech —для медицины; Clothtech — для производства одежды; Geotech — геотекстиль; Protech — для защитных средств; Oekotech — для защиты окружающей среды.
По данным агентства, наибольшая доля технической текстиля приходится на Mobiltech — 20,5%. Самым быстрорастущим сегментом (прогнозируется более 7% в год) является Oekotech, где драйвером увеличивающегося спроса являются инфраструктурные проекты стран БРИКС.
Второй по темпам роста сегмент — Geotech. Согласно данным последнего доклада агентства Future Market Insights, через 10 лет суммарный общемировой объем рынка тканого и нетканого геотекстиля, активно применяемого в дорожном строительстве и других отраслях, вырастет в стоимостном выражении на $3 млрд и к 2028 году составит $7 млрд. Прогнозируемый среднегодовой прирост — около 6%. Растущее число вариантов использования геосинтетики в дорожном строительстве — для стабилизации и укрепления грунта, борьбы с эрозией почвы, укрепления полотна рельсовых путей, откосов дорог, в мостостроении и т. д. — по мнению аналитиков агентства, будет стимулировать спрос в прогнозном периоде минимум до 2030 года.
Сегмент строительного текстиля (Buildtech) в 2017 году оценивался агентством Future Market Insights в $13,6 млрд. Рост в 2018 году составил почти 5%. В перспективе до 2030 года он прогнозируется ежегодно в 5–6%, и объем мирового потребления текстиля
Buildtech должен превысить $22 млрд. Сегодня доля сегмента составляет 6%, он является четвертым по размеру. Технический текстиль категории Buildtech применяют в строительстве в основном для армирования, гидроветроизоляции, устройства фасадов, бетонных обмоток, канализации, труб и внутренней обшивки.
Следует также отметить, что, согласно прогнозам, к концу 2030 года более 45% технического текстиля, производимого в мире, будет нетканым.
Геотекстиль в россии
В количественном выражении российский рынок геосинтетики в 2018 году оценивается в 280–330 млн м2 (140-155 тыс. т), в стоимостном — в $40–45 млрд (по экспертным оценкам маркетинговых агентств, согласно данным Research.Techart, «ОМТ-Консалт»). При этом рынок стал восстанавливаться после спада потребления в 2015–2016 гг. в связи с ростом объемов дорожного строительства.
В России технический текстиль применяется более чем в 15 отраслях. Три ключевые сферы, на которые приходится подавляющий объем его использования, — строительство и ремонт автодорог, строительство и ремонт железных дорог, балластировка нефтегазовых месторождений. Основным потребителем, в отличие от мировых рынков, в перспективе останется дорожная отрасль. Сейчас на ее долю приходится более 30%. Это объясняется тем, что Россия занимает одно из первых мест по протяженности автомобильных дорог, а их сеть требует активного развития и модернизации.
За последние пять лет увеличились доли следующих сегментов в структуре потребления нетканого геотекстиля в России: гидротехнические работы (+5,3%); строительство зданий (+4,3%); РЖД (+4,2%); ландшафтные работы (+2,1%).
Позиции отечественных производителей геосинтетики значительно укрепились по сравнению с 2014 годом. Связано это с тем, что импортозамещение стало приоритетным направлением для большинства российских предприятий. Особенно они усилили позиции на рынке нетканого геотекстиля: на их долю в 2018 году пришлось почти 60% внутреннего потребления. Объем импорта в других категориях геосинтетики выше и доходит до 55%. В России из четырех основных видов геосинтетики в строительстве дорог наиболее широко применяют геотекстиль и георешетки.
Основные тенденции
Дефицита геосинтетики у нас пока не наблюдается — такой вывод делают эксперты. Но, с учетом запланированного роста объемов дорожного строительства, ее потребление вырастет уже в 2019 году не менее чем на 10%. Связано это будет, прежде всего, с реализацией мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Ведь, согласно экспертному анализу, все проекты по сооружению автотрасс первой категории в настоящее время предусматривают использование геосинтетики. К тому же она обязательна к применению при прокладке дорог в районах вечной мерзлоты, пустынях, на торфяниках, болотах, в иных тяжелых геологических условиях, а также в грунтах техногенного происхождения.
Министерство транспорта ожидает, что в 2019 году в рамках БКАД будет отремонтировано 3,5 тыс. км региональных автодорог. Напомним, что национальный проект охватывает 104 города, формирующих агломерации, в 83 регионах. В рамках его реализации в 2019–2024 гг. планируется увеличение доли протяженности дорог регионального значения в нормативном состоянии до 50,9%, в течение шести лет федеральный центр направит на эту цель 875,7 млрд рублей.
Источники средств также определены. С 2019 года специальным федеральным законом предусмотрены нововведения по формированию дорожных фондов субъектов РФ. В частности, устанавливаются нормативы распределения доходов от акцизов на нефтепродукты. Именно за счет этих средств у субъектов РФ появятся дополнительные деньги на ремонт региональных трасс.
В 2019 году в дорожные фонды регионов поступит 100% доходов от акцизов. Далее, по данным Минтранса, предполагается следующий порядок: в 2020 году — 66,6%, в 2021 году — 74,9%, в 2022 году — 83,3%, в 2023 году — 91,6%, в 2024 году —100%. За счет этого бюджеты субъектов РФ за 5 лет смогут дополнительно получить около 996 млрд рублей.
Помимо перечисленных доходов, для реализации мероприятий в дорожной сфере регионы ежегодно получают трансферты из федеральной казны. Так, в рамках программы «Развитие транспортной системы» на 2018–2021 гг. Правительством РФ также предусмотрено финансирование строительства автомобильных дорог (подпрограмма «Дорожное строительство»). В конце декабря 2018 года уже выделены дополнительные бюджетные ассигнования 27 регионам РФ в общем размере более 12 млрд рублей.
Ожидается и существенное увеличение объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда.
Возвращаясь к основной теме, отметим, что на сегодняшний день примерами успешно функционирующих объектов, построенных с использованием геосинтетики, могут быть реконструированные участки федеральных дорог М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», региональной трассы Р-487 Южно-Сахалинск —Оха, МКАД, КАД Санкт-Петербурга. Если же рассматривать вопрос в географическом разрезе, то активнее всего геосинтетические материалы применялись в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, далее следует Уральский и Поволжский, за ними — Сибирский.
Сдерживающие факторы
Однако активному продвижению ГСМ на дорожном рынке мешает нехватка информации об эффективном их применении, которая должна быть подтверждена в различных климатических условиях, в зависимости от интенсивности движения и т. п.
Главным сдерживающим фактором роста до сих пор остается слабая нормативная база. Специалисты Росавтодора в основном завершили создание национальных стандартов на технические требования и методы испытания, но до сих пор не проработан единый документ, устанавливающий общий алгоритм проектирования с использованием геосинтетических материалов. Отсутствие грамотного расчетного обоснования сдерживает включение геосинтетиков в проекты.
Необходимо расширить испытательные полигоны, они должны быть созданы в разных климатических условиях. При отсутствии соответствующих знаний, подкрепленных нормативами, проектировщики предпочитают не связываться с новыми материалами.
Расширение областей применения геосинтетических полимеров сдерживается также недостаточной информированностью проектных и дорожных организаций об их возможностях и преимуществах.
Одной из причин, ограничивающих рост российского рынка геосинтетики, ряд экспертов также называют присутствие на нем низкокачественной и контрафактной продукции.
Вместе с тем на государственном уровне поставлены новые задачи. Прежде всего, в свете Стратегии развития сети скоростных автомобильных дорог РФ до 2030 года, а также увеличения межремонтных сроков эксплуатации федеральных трасс есть реальные перспективы, что геосинтетику в России станут применять активнее.
Т. ЦЫБИНА, руководитель проектов ООО «Консалтинговая компания «ОМТ-Консалт»